суббота, 26 февраля 2011 г.

Французские переплеты XVI- XVIII веков

Фрагмент переплета «семе»

Фрагмент переплета «семе»
Во второй половине XVI века во Франции появился стиль «а ля фанфар» (a la fanfare). Его создал Никола Эв, придворный переплетчик при Генрихе III и Генрихе IV. Свое имя этот стиль получил только в XIX веке по названию одной из книг, переплет которой выполнен в его традициях. Особенность стиля «а ля фанфар» состоит в том, что вся поверхность сторонки заполняется мелкими изображениями цветов и листьев, тонкими линиями и точками в сочетании с узорами в виде спиралей, овалов и квадратов с четырьмя полукругами внутри. Так оформлены переплеты некоторых книг из собрания одного из наиболее знаменитых французских библиофилов XVII века Жака Огюста де Ту, который, как правило, снабжал свои книги очень скромными переплетами. В том же стиле выдержано оформление книг Маргариты Валуа и Марии Медичи.
Наряду с индивидуально изготавливаемыми для библиофилов переплетами, в XVI веке во Франции появляются и переплеты, близкие к издательским. Речь идет о так называемых «Лионских книжках». Печатное и издательское дело в Лионе было хорошо развито; очевидно, на высоком уровне находилось и переплетное производство. «Лионские книжки» выпускались в небольшом формате и отделывались тиснением со штампов­пластин. При этом в оформлении переплетов находили отражение самые различные влияния — как стиля Гролье, так и восточных и итальянских образцов. Такие новшества, как, например, штампы «азюре», впервые были внедрены именно в Лионе.

 В XVII веке становится популярным стиль пуантиль («точечный»), распространившийся по всей Европе. Он появился в 1620 году, и его изобретение приписывают переплетчику ле Гаскону. Однако личность переплетчика точно не установлена, поэтому авторство доказать невозможно. При точечном стиле тонкие линии орнамента разбиваются на мелкие точки, в результате чего образуется тонкий узор, который, как правило, наносится на красный марокен. В работах ле Гаскона различают два принципа построения узора. В первом случае поверхность сторонки переплета покрывается переплетающимся и образующим отдельные открытые поля ленточным орнаментом. В этих полях размещается точечный узор. Во втором случае вокруг центрального поля, украшенного гербом владельца книги, симметрично группируются выполненные в точечной манере узоры в виде букетов. Переплеты, которые приписывают ле Гаскону, выполнены с гораздо большим вкусом, чем работы его подражателей.
Стиль ле Гаскона развил Флоримон Бадье. Сохранились три подписанные им книги, на основе изучения которых ему приписывают авторство еще ряда работ. Творчество Бадье относится в основном ко второй половине XVIII века. Его книги отличаются наличием украшений на внутренней стороне крышек (так называемых дублюр), что в XVIII веке стало обычным приемом оформления.
Наряду с богато отделанными переплетами многие любители книги «одевают» свои сокровища в простые, но зато в техническом отношении лучше выполненные «одежды» — так называемые янсенистские переплеты. Сторонники религиозного движения янсенистов отрицали украшательство книг, поэтому их книги, а также книги многочисленных придворных и королей, в том числе Людовиков XIV, XV и XVI, украшены лишь простой рамкой, гербом или мелкими узорами на углах тома.

Фрагмент переплета «а ля фанфар»
Фрагмент переплета «а ля фанфар»

В XVIII веке во Франции основным видом декорирования переплета стал кружевной стиль (дентель). Он появился в начале века, причем первые же работы были выполнены весьма качественно. Для этого стиля характерен кружевной, очень тонкий рисунок, который, располагаясь вдоль кромок сторонок, в большей или меньшей степени захватывает центральное поле, но оставляет там достаточно места для герба владельца книги или его монограммы. Сохранились сведения о многочисленных представителях этого стиля, творивших в XVIII веке, потому что переплетчики в то время обязательно ставили свое имя на переплете.
Значительное число библиофилов во Франции тогда обеспечивали заработок целым династиям переплетчиков. К наиболее знаменитым относится семья Паделуп, работы которой известны с XVII века. Переплетчики Паделуп работали в стиле дентель. Ведущим мастером в этой семье был Антуан­Мишель Младший, придворный переплетчик во Франции и Португалии. Он изготовил, в частности, отделанные тиснением с плоских штампов переплеты для собраний гравюр на меди, повествующих о королевских торжествах. Антуан­Мишель Младший также является автором мозаик на коже, в которых он использовал рисунки обоев.
Известным мастером кружевного стиля был Никола­Дени Дером­младший, создавший великолепные по рисунку и по технике исполнения работы. Его книги можно узнать по мелким изображениям птиц, вытисненным, как правило, в углах переплета.
Большое количество мастеров вышло и из семьи ле Монье. Самый знаменитый мастер этой семьи — Жан­Шарль­Анри Младший — известен своими мозаичными переплетами. Кружевному узору он предпочитал композиции из повторяющихся изображений плодов померанца и цветов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий