суббота, 26 февраля 2011 г.

Переплет в Средние века

Самый распространенный вид отделки кожаного переплета в XV веке

Самый распространенный вид отделки кожаного переплета в XV веке

Из литературных источников известно, что уже в IV веке переплеты богато украшали золотом и драгоценными камнями. Роскошные переплеты для книг, которые использовались при богослужении, изготавливали по заказу властителей вплоть до позднего Средневековья. Самым старым из сохранившихся является переплет Евангелия лангобардской королевы Теоделинды (начало VII века), который хранится в соборе города Монца. Он покрыт листовым золотом, украшен византийской перегородчатой эмалью и драгоценными камнями.
Помимо золота, драгоценных камней и эмали для украшения переплетов иногда применяли слоновую кость. Образцом при этом служили древнегреческие и древнеримские диптихи — покрытые воском доски для письма, сделанные из золота, серебра или слоновой кости и богато украшенные резьбой. Иногда при изготовлении переплета использовали сами диптихи, языческие сюжеты которых получали христианское толкование.
На украшавших переплеты барельефах изображали религиозные сюжеты, иллюстрирующие содержание книги. Золотой или серебряный оклад переплета рельефно украшался чеканными орнаментом, фигурами и сценами. Растительный орнамент позднего Средневековья часто выполняли способом филиграни.
Украшая переплеты перегородчатой эмалью, в ячейки, образованные металлическими перегородками, заливали расплавленное цветное стекло. В XI веке на смену перегородчатой эмали пришла техника углубленной эмали — расплавленное стекло заливали в углубления между линиями нанесенного на медную пластинку рисунка. Применялись также и гравированные пластины, на которые рисунок наносили черными линиями по способу, сходному с техникой ниелло*. Начиная с XI века в таких гравированных пластинках пробельные места прорезались и штриховой рисунок закреплялся на тканевой крышке так, чтобы ткань просматривалась через вырезанные «окна».
Наряду с переплетами, отделанными металлом, слоновой костью и эмалью, для книг постоянного пользования изготавливали более простые, но выполненные не менее искусно кожаные переплеты. Самые старые из известных сейчас подобных переплетов изготовлены на Востоке и относятся к позднеегипетскому периоду. Для орнаментальной отделки этих коптских переплетов использовались способы, которые во времена позднего Средневековья нашли применение и в западном искусстве переплета: блинтовое тиснение штампами и металлической гладилкой, высечка и прорезание кожи, нашивка орнамента.


Самыми старыми из сохранившихся переплетов западноевропейских книг являются три кодекса библиотеки города Фульда. Считается, что они принадлежали немецкому миссионеру Бонифацию. На переплете одного из них, так называемого кодекса Рагиндрудис (Ragyndrudis­Kodex), видны повреждения — следы нападения на Бонифация, который пытался этой книгой защититься от убийц. Переплет отделан орнаментальной высечкой с подложкой из золоченой кожи. Второй и наиболее старый из этих переплетов принадлежит Евангелию (так называемому Victor­Kodex), написанному в VIII веке. Узор на переплете составлен из свободно разбросанных по его поверхности розеток, пальметт и линий, выдавленных металлической гладилкой. Третий переплет покрывает Евангелие писца Кадмунга; он отделан прорезанным в коже линейным орнаментом.
Наиболее распространенным видом отделки кожаного переплета в Средние века вплоть до XVI века было блинтовое тиснение штампами в сочетании с выдавливанием гладилкой линий, которые обрамляют плоскость сторонки и образуют на ней узор из крестов и диагоналей. Сохранилась группа переплетов каролингской и оттоновской эпох, на которых многочисленные штампованные изображения разбросаны по крышке безо всякой системы. На них изображали как геометрические фигуры, так и растения и животных. Мастерские, изготавливавшие подобные переплеты, были сосредоточены в юго­западной Германии и северной Франции. В начале II тысячелетия эта фаза развития переплета завершилась.
Сохранившаяся группа романских переплетов датируется XII веком. Главная мастерская находилась в Париже, и ее влияние распространялось на северную Францию, Англию, а также на западную Германию. По всей вероятности, ее создание связано с начавшимся по инициативе Парижского университета развитием книжной торговли. Переплеты богато отделывались тиснением. На штампах гравировались как отдельные человеческие фигуры, так и целые сцены. Их размещение на плоскости переплета производилось на основе заранее разработанной декоративной схемы. В композициях господствует рядность.
В готическую эпоху, то есть в XIV и XV веках широкое распространение получила резьба по коже. Ей предшествовала техника прорезания кожи, представленная в переплете Евангелия Кадмунга из библиотеки города Фульда. Техника резьбы по коже чаще всего использовалась совместно с пунсонной манерой — на влажную кожу наносили рисунок, прорезали его линии ножом и выглаживали гладилкой. Для разделения плоскостей фон рисунка обрабатывали пунсоном, в то время как само изображение, как правило, оставалось гладким. Художественные достоинства такого переплета обусловлены тем, что художник­переплетчик не был привязан к конкретным штампам и мог сам создавать рисунок. Переплеты, в которых использована техника резьбы по коже, характеризуются живой и индивидуальной орнаментикой, а также большим количеством разнообразных изображений. Например, на переплете одной из книг Венской национальной библиотеки в технике резьбы по коже воспроизведена гравюра на меди работы так называемого Мастера домашней книги, изображающая любовную сцену. В конце XV века эту технику уже перестают применять.
В готическую эпоху переживает новый подъем отделка переплетов блинтовым тиснением штампами. Первоначально переплетчики работали только гладилками и одиночными штампами. Рабочую плоскость, как правило, разделяли на центральное поле и рамку. Рисунок чаще всего получали штампами, составленными в вертикальные и диагональные ряды или ромбы. Излюбленными декоративными элементами в XV веке были узоры из плодов граната и ветки с листвой, которые создавали рамку, а также готический арочный фриз, применявшийся до XVII века.
Примерно в это же время переплетное дело становится узаконенной профессией, а потому современным исследователям легче установить местонахождение мастерских. Важный материал при изучении переплетного дела этого периода дает сравнительное изучение штампов. Штампы могли как использоваться только одним мастером, так и передаваться из рук в руки в связи с прекращением деятельности той или иной мастерской. Некоторые мастера ставили на переплетах свой именной штамп. В это время печатники начинают отдавать часть книг в переплет сразу же после выхода их из печати, создавая предпосылки для появления издательского переплета. Считается, что так, например, поступали Антон Кобергер и Петер Шеффер.
В XV веке для оформления переплета начали использовать шрифтовые надписи. Уже существовали штампы для тиснения целых слов, когда в 1433 году доминиканец Конрад Форстер из Нюрнберга начал применять наборные штампы для воспроизведения своего имени на переплетах. Изображение знака на штампе было углубленным, и надпись получалась рельефной. Позднее стали использовать наборные штампы с выпуклым изображением знаков, которые вдавливались в поверхность переплета. Так выглядят надписи на переплетах капеллана Иоганна Рихенбаха (ок. 1470 года) из Гейслинга. Тиснение наборными штампами использовал Антон Кобергер для воспроизведения названий своих книг. Тисненые надписи зачастую содержат сведения о назначении книг, их изготовителях и владельцах.
В XV веке появились способы тиснения с пластин и роликовых штампов, которые в дальнейшем стали широко применяться для украшения переплетов. На роликовом штампе были выгравированы фигуры людей и орнаменты, которые при прокатывании его в вертикальном и горизонтальном направлениях образовывали рамку переплета. Уже в 1467 году их использовал Иоганн Рихенбах. Тиснение роликовым штампом — значительно более простой способ по сравнению  с трудоемким процессом установки в один ряд наборных штампов.
Штамп­пластину начинают использовать в последней трети XV века в Нидерландах и на Нижнем Рейне. Отдельные попытки применить такой способ уже имели место в XIII и XIV веках. Внедрение штампов­пластин связано с развитием гравирования на дереве и меди. Тиснение выполнялось на специальном прессе, при этом использовали попарно мелкие штампы или один крупный штамп, который мог покрывать все поле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий