суббота, 5 февраля 2011 г.

Papertole или 3D декупаж

Papertole, арте-франчез или 3d декупаж, также известный как объёмный декупаж, — это искусство ручной резки и создания трёхмерных изображений из плоской печати.



Существует много версий о происхождении техники papertole, в таком виде как она известна нам сегодня. Но корни её явно следует искать в Японии. На протяжении многих веков японцы практиковали создание изысканных вещиц из бумаги, складывая и украшая её таким образом, чтобы из двухмерного листа получить трёхмерное, объёмное изображение.


Образцы восточных лакированных изделий, привезённые в 17 веке в Европу, легли в основу разработки нового для европейцев искусства декупажа. Вот декупаж по своей сути как раз и является коллажом. Своё начальное применение это нашло в мебельном деле, когда композицией из вырезанных рисованных (а позже — печатных) изображений украшались предметы мебели и деревянные предметы интерьера, которые позже покрывались многочисленными слоями лака, порой до 15-20 слоёв.


Французы и венецианцы доработали технику декупажа практически до той формы, которая мало отличается от нынешней. С течением лет техника претерпевала изменения по большей части в названии и называется теперь papertole, папье толе и 3-D (трёхмерный) декупаж.


Наибольший всплеск интереса к papertole наблюдался в 30-х годах прошлого века в США. В сложные годы экономической депрессии декораторы вынуждены были использовать только доступный материал, который всегда был под рукою. Как ни странно, этим материалом оказались поздравительные открытки, которые можно было пачками насобирать в каждом доме. Отправление и получение многочисленных рождественских открыток было обычным делом в каждой семье. А после праздничных каникул открытки превращались в неиспользуемый хлам и пылились в кладовках. Но только до тех пор, пока кому-то не пришло в голову вырезать повторяющиеся изображения и наклеивать их одно на другое для получения объёма.


Следующая волна интереса к объёмному декупажу прокатилась по миру в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века.


Papertole — очень интересный и увлекательный вид искусства, позволяющий передать и линии, и глубину изображения. Для обработки используется пять или шесть печатных копий (а в некоторых случаях и больше, в зависимости от сложности выбранного изображения). Для создания картинки с дубликатов изображения вырезаются части, которым Вы задумали придать объём, а затем детали формируются и склеиваются послойно с картинкой-основой. В качестве клея используется Ph-нейтральный силикон, позволяющий добиться трёхмерного эффекта. На отдельных (открытых) участках изображения для усиления зрительного эффекта можно использовать лак или глазурь.


В рapertole изображении принято выделять 3 зоны: фон, передний план и зону промежуточных слоёв.


Главное при формировании объёма — придёрживаться особенностей естественной перспективы, как воспринимает её человеческий глаз. Прежде чем склеить слои изображения, нужно сформировать правдоподобно воспринимаемый взглядом фрагмент. Великолепные работы, выполненные в технике Papertole, отличаются от хороших именно квалификацией, с которой создана скульптурная форма изображения. Мало чётко вырезать слои и слепить их между собой. Важно сформировать мини-скульптуру. Именно это привносит реализм в изображение. С той же целью в отдельные части картинки можно внедрить фрагменты засушенных растений (например, добавляя реальные листья папоротника на печать из тропических лесов).


После того как картинка была собрана, художник избирательно покрывает некоторые участки лаком на водной основе. Это делается для того, чтобы «обмануть» глаз. Лакированные участки отражают свет, а зрачок реагирует на интенсивность освещения как линза фотокамеры. Если фокус камеры попадает на объект, отражающий свет, диаметр отверстия в диафрагме постоянно меняется, отвечая на изменения освещённости объекта. Глаза действуют таким же образом. Поэтому человеческий глаз можно «обмануть», тщательно и избирательно лакируя участки изображения, акцентирующие 3D-эффект.


Если Вы хотите подчеркнуть старинный характер изображения, то, напротив, не стоит использовать лак и глазурь. Пусть изображёние привлекает взгляд только за счёт превосходной резки и качественного формирования скульптурности элементов. Это не менее ценно при выдерживании стиля.


Наиболее часто работы в технике рapertole обрамляют в «углублённые» рамки, как гравюры. Такое оформление позволяет лишний раз подчеркнуть глубину изображения и использовать его как настенный арт-объект. Помимого этого, рapertole зачастую используется для изготовления открыток и футляров ручной работы.


Если Вы хотите, чтобы Ваша работа притягивала восхищённые взгляды, нужно как следует подготовиться к ней. Будьте внимательны, выбирая изображение. Когда Вы подбираете рисунок, стремитесь найти чёткие линии, которые можно сократить, и избегайте сложных особенностей типа крон деревьев или изображения волос, которые в рapertole очень трудно передать реалистично.


Основными инструментами, необходимыми для рapertole, являются острый нож, мат (подстилка) для резки, загнутые ножницы, пинцет, бумага различных цветов и текстур, а также клей.


Бумага для рapertole должна быть достаточно плотной и тяжёлой. Неверный выбор бумаги может создать проблемы при склеивании или остеклении фрагментов. Если бумага тонкая, маслянистое пятно от клея просочится на верхний слой изображения. А это однозначно испортит всю работу.


Ещё одной проблемой является выбор клея. Выбирайте силикон, не содержащий уксусной кислоты. Её можно определить на запах. Подобные силиконы используются для глазировки стекла, где уксусная кислота полезна для травления стекла и обеспечения хорошей связи глазури с поверхностью. В рapertole применение такого клея невозможно, так как он обязательно просочится через бумагу.


Помимо перечисленного, Вам понадобится запас терпения и усидчивости, без которых немыслимо создание изящных и кропотливых в изготовлении рapertole изображений.


Итак, если Вы созрели попробовать себя на новом поприще, начните с чего-нибудь попроще. В качестве первого шага подберите изображение, которое Вам хочется сделать объёмным. Например, вот такое:


Шаг второй: вырежьте детали из дубликатов основного изображения и сложите их послойно.


Теперь детали нужно собрать на клей.


А в заключение осталось только подобрать подходящую рамку.



Вот еще образцы картинок.




























































Комментариев нет:

Отправить комментарий