суббота, 26 февраля 2011 г.

Переплет эпохи Возрождения в Италии и Франции

Переплет с украшениями в мавританском стиле
Переплет с украшениями в мавританском стиле

Во второй половине XV века появился новый вид переплета, который как по технике изготовления, так и по характеру отделки отличался от средневекового. С этого момента начинается история современного переплета. С изобретением и развитием книгопечатания вид книг коренным образом изменился. Книги должны были поступать на рынок в готовом и удобном для массового использования виде. Их формат уменьшился. Время от времени печатники реализовывали часть тиража в уже переплетенном виде (Антон Кобергер в Нюрнберге и Альд Мануций в Венеции). Тем не менее еще в течение столетий преобладал изготавливаемый индивидуально переплет. Только в XIX веке начинает утверждаться издательский переплет машинного изготовления.
Первый импульс развитию искусства переплета в XV и XVI веках дала Италия, но затем на длительный период ведущая роль в переплетном искусстве перешла к Франции.

В Италии в переплетное дело ввели новые виды украшений, применяемых на Востоке. Изменились принципы декоративной отделки — она стала более свободной. Переплетчики начали использовать золочение по образцу старых коптских книг. В Европе была разработана технология золочения, при которой листовое золото наносилось разогретыми штампами. Основными видами новых украшений стали мавританский орнамент, арабески, ленточный орнамент и плетения, а также светлый и свободный линейный орнамент, как правило, образующий геометрически правильные рамки. Применялся и другой распространенный на Востоке декоративный принцип, встречающийся, например, в рисунках ковров: в центре и в углах плоскости предмета помещаются круглые или овальные поля, которые украшаются разнообразными тонкими и мелкими узорами. Большие орнаментированные участки заполняются искусно подобранными простыми и мелкими одиночными тиснеными изображениями. Столь тонкая работа требовала качественных материалов, поэтому для переплетов стали использовать козью кожу различных цветов, например марокен и сафьян, а в качестве подложек сторонок вместо тяжелого дерева — более легкий и эластичный картон.
В Италии основными центрами нового стиля отделки переплетов стали Венеция, Неаполь, Флоренция и Милан. Венеция поддерживала тесную связь с Ливаном, благодаря чему в этом городе работали восточные мастера художественного переплета. Господствующая династия Неаполя была связана с Испанией, в результате чего сюда проникли восточные влияния из Марокко.
Распространению нового стиля оформления переплетов в значительной степени способствовала деятельность Альда Мануция.
По книгам из собраний знаменитых библиофилов эпохи Возрождения можно получить представление о культуре переплета того времени. Так, король Венгрии Матвей Корвин (1440—1490) снабжал книги из своей библиотеки богатыми переплетами, в оформлении которых итальянское влияние сочеталось с восточным. Технические детали и использование элементов венгерского декоративного народного искусства позволяют сделать вывод, что эти книги были переплетены в венгерской мастерской. После смерти короля книги из его библиотеки частично были утеряны, частично вывезены турками, в результате чего в настоящее время от нее осталось лишь небольшое количество экземпляров.
Примером итальянского стиля эпохи Возрождения являются переплеты, изготовленные для собрания Жана Гролье (1479—1565). Гролье, французский посол в Италии и главный казначей Франциска I, был связан с Альдом Мануцием и активно коллекционировал книги. Отделка переплетов, изготовленных по его заказу, способствовала подъему французского переплетного искусства. Сначала он собирал и переплетал книги в Италии, где перенял распространяемый альдинами геометрический стиль оформления с использованием элементов мавританской орнаментики. После возвращения в Париж Гролье продолжал отдавать в переплет принадлежащие ему книги. Они отличаются красивым и соразмерным расположением элементов украшения переплета. Кроме обычной техники золочения, для отделки книг Гролье использовалась раскраска. Применялись для отделки переплетов и штампы «азюре» (ассюре), воспроизводившие мелкие заштрихованные изображения цветов и листьев. Последние переплеты Гролье выполнены в стиле «а ля фанфар».
Во времена Гролье во Франции был разработан новый оформительский прием — «семе» (Seme), или «семи» (Semis — грядка). Он заключается в заполнении всего декорируемого поля ровными рядами одного повторяющегося элемента. Например, книги для Франциска I украшались буквой F, книги Генриха II буквой Н. Нередко использовалось изображение королевской лилии и т.д. Имя переплетчика, работавшего для Гролье, не сохранилось. Утверждение, что его заказы выполнял придворный переплетчик Франциска I Этьенн Роффет, является спорным.
Наряду с переплетами книг Гролье выделяется группа французских переплетов, которые были изготовлены для книг из собрания Тома Майю, секретаря Марии Медичи и преемника Гролье на посту хранителя французской казны. По оформлению эти переплеты очень близки к переплетам книг Гролье. Не исключено, что для Майю работал тот же мастер, что и для Гролье. Возможно, это переплеты лионского или итальянского происхождения. Во всяком случае, при использовании арабесок с ленточным орнаментом фон у них, как и у Гролье, обрабатывался пунсонами. В них нашел дальнейшее развитие стиль, для которого характерно наличие картушей и прихотливо изогнутых рамок. Переплеты многих книг Майю украшены более обильно и богато, чем переплеты книг Гролье.

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий