понедельник, 2 апреля 2012 г.

Любите ли вы акварель так же, как люблю ее я?

Чудесный урок от Калачевой Вероники.
 "Уверена, да! Акварель не может не нравиться: она настолько обаятельна, воздушна и легка, что не оставляет равнодушным никого. Первый мой урок может показаться очень простым, однако, это не совсем так. Акварель — штука капризная, простого «привет» будет явно недостаточно. Выполнив простые упражнения, вы почувствуете себя смелее и увереннее, а это — залог успеха!
Черногория. Акварель


Акварель — удивительно обаятельный материал, сложный и простой одновременно. Впрочем, все как в жизни: простое — оказывается далеко не таким покладистым, как казалось до знакомства. За ее воздушностью и легкостью прячутся разные сложности: практически нет возможности для исправлений, художник должен постоянно следить, не высох ли лист, предотвращать появление «луж» на листе. Кроме того, акварельная живопись не терпит абы какой бумаги или некачественных кистей. Художник должен хорошо ориентироваться в материалах и верно подбирать их для своих работ.
Прежде всего, акварель не терпит исправлений и замыливаний. Для того, чтобы работа выглядела чистой и яркой, вам необходимо запомнить простое правило: нельзя касаться одного и того же места дважды, бумага потеряет свою свежесть, а краски — прозрачность. Именно поэтому, акварель требует полной сосредоточенности. Ведь исправлений практически не должно быть. Художник должен быть внимателен и собран. Но в то же время, когда пишешь акварелью, важно быть раскованным и смелым, именно это отличает хорошую акварель.
Итак, обо всем по порядку. Подробные обзоры по материалам вас еще ждут, пока что ограничимся просто списком необходимых материалов для акварельной живописи:
  • Акварельная бумага (лучше склейка, или бумага на планшете)
  • Акварельные краски
  • Кисти (белка, колонок) — плоские и круглые; большой, средний и маленький номер
  • Вода (лучше выбрать емкость побольше)
  • Тряпочка
  • Пластиковая палитра (или листы плотной бумаги)
Прежде чем приступить к настоящим «взрослым» урокам, рекомендую вам познакомиться с акварелью поближе: узнать ее свойства, попробовать смешивать цвета и почувствовать в руке кисть. Следующие упражнения в этом помогут. Может показаться, что урок очень простой, но практика показывает, что даже прописные истины стоит повторить еще раз: вероятно какие-то приемы вылетели из головы, а кому-то это будет даже в новинку.
Как я уже писала, кисти должны быть качественными и лучше, если это будут натуральные материалы, такие как колонок или белка, хорошо удерживающие влагу. Широкие плоские — для заливок больших пространств, тонкие круглые для проработки деталей. Если подойти к процессу творчески, то можно «выжать» из кисти максимум интересных эффектов: непрерывные плавные линии, сухие, рваные штрихи, набрызг. Именно это придает работе живости.

Упражнения с кистью

Полный контроль

Кисть круглая, держим в руке как обычную ручку. Движения легко контролировать: мы можем варьировать толщину линии, ее направление. Можем даже написать слово:
Конттролируем кисть

Ровные линии плоской кистью

Кисть плоская, положение в руке — то же. Штрих получается ровным, не меняющим своей толщины. Плоская кисть дает возможность подчеркивать, уточнять детали ровным штрихом, если ее развернуть ребром. Я часто использую такую кисть для рисования архитектуры. У нее идеальная форма для прорисовки окошек, колонн, лестниц. А сухая плоская кисть может «подбирать» избытки краски в заливках.

Свободная кисть

Кисть держим в руке как нож, чуть дальше от основания, чем обычно. В процессе рисования разворачиваем кисточку по часовой стрелке и обратно. Такой способ позволяет получить линии совершенно предсказуемые, живые. Чем дальше от основания вы держите кисть, тем более вариативные будут линии.

Удары кистью

Кисть держим почти за кончик ручки, легкими движениями раскачиваем кисть вверх-вниз так, чтобы она оставляла отпечатки на бумаге.

Регулируем нажим

Кисть держим любым способом, секрет лишь в том, насколько плотное будет нажатие на бумагу. Краска не сможет поступать равномерно, и мазок получится сухим. В зависимости от бумаги, которую вы используете, эффект будет различным. Зернистая бумага способствует более сухому мазку, гладкая — наоборот.

Растяжки и разводы

Конечно, куда без традиционной техники: акварельные разводы — простор для экспериментов. Цвета смешиваются и перетекают друг в друга волшебным образом! Кроме того, сухие мазки смотрятся уместными в контрасте с жидкими заливками. На них глаз отдыхает.

Рисуем кончиком черенка

Достаточно интересный прием — рисование деревянным кончиком кисти. Этот способ подходит только для водянистых поверхностей. Выглядит примерно так:

Брызги

Ну и в заключение, брызги. Крупные брызги получаются с помощью кисти; мелкие — зубной щетки. Тут главное натренироваться: влаги не должно быть слишком много, но и не слишком мало.

Разбираем рисунок по косточкам

В заключение, попробуем на примере разобрать, где и как применять показанные техники. В натюрморте с первым чаем я использовала некоторые из них.
Основной идеей было желание передать солнечное настроение и свежесть утра, поэтому я оставила белый фон. Но такое решение требует максимальной точности, потому что любые исправления будут бросаться в глаза. В тенях — широкие прозрачные заливки; узоры на блюдце и каемка у чашки — результат работы колонковой кистью небольшого размера.
В чае — плавные переходы разных теплых оттенков разного тона. Кисть я выбрала среднюю беличью — для точности по краям достаточной свободы внутри пятна. Когда «чайное пятно» почти высохло, я протерла блик сухой упругой кистью.
Мне показалось, что в работе не хватает «живинки», и тогда я добавила немного брызг того же цвета, что и тени, чтобы они не отвлекали на себя много внимания, но при этом давали эффект легкой небрежности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий